Женские образы в фильмах

14.12.2018

Прежде всего — укрупнение и выдвижение женских образов на передний план. Феминистский фильм — это практически без исключений фильм о женщине, о ее судьбе, о ее взаимоотношениях с подругами. Женщина всегда здесь — главная героиня, а мужчина играет вспомогательную роль, оттеняет какие-либо черты характера героини. Тема женской самостоятельности и солидарности, роста самосознания женщины делается здесь главной.

Вспомним вначале несколько фильмов последних лег таких крупных мастеров западного кинематографа, как Мартин Ритт, Фред Циннеман, Роберт Олтман, Пол Мазурски, Клод Соте. Не задаваясь целью проповедовать идеи феминизма, эти режиссеры в своих фильмах конца 70-х годов тем не менее обратились к созданию женских образов, оказавшихся в центре их киноповествования.

Простая работница из американского захолустья Норма-Рей (в фильме с одноименным названием) работает на ткацкой фабрике, где прошла вся трудовая жизнь ее отца и порядки на которой не меняются со времен его юности. Норма-Рей вполне самостоятельна, она знает, что такое зарабатывать деньги, самостоятельно воспитывать детей, она — глава семьи, единственная опора престарелого отца. И именно она первая на фабрике поднимает голос против нрав рабочих, организует стачечную борьбу, становится профсоюзным лидером. Этот фильм — история о том, как простая американка, осознав бесправие своего положения, осознав личную ответственность за все происходящее вокруг, взваливает на себя нелегкий груз борьбы против несправедливости. Главное в фильме — это сам образ Нормы-Рей, за который фильм Мартина Ритта получил премию Каннского фестиваля 1979 года за лучшую женскую роль. И этот образ действительно огромная удача фильма. Характер, созданный актрисой, органически сочетает в себе внутреннюю независимость и свободу, женское обаяние и твердость, непосредственность и умение постоять за себя и свои убеждения. Характерно, что друг Нормы-Рей, который также работает на фабрике, далек от ее общественных интересов и часто искренне ие понимает, что ей надо; он мечтает об их будущей свадьбе, ухаживает за детьми, пока Норма-Рей вынуждена сидеть в полицейском участке за разогнанный силами порядка митинг. Так, сам того не желая, режиссер отчасти воспроизвел схему феминистского фильма, где традиционные роли мужчины и женщины меняются местами. Хотите устроиться на работу сварщиком, но у вас нет образования? Вы можете купить удостоверение сварщика и сразу же получить желаемую должность.

Женские образы стали центральными и в фильме Ф. Циннемана «Джулия», в основу которого лег автобиографический роман Лиллиан Хелман, известной американской писательницы и драматурга. Участие двух больших актерских индивидуальностей — Ванессы Редгрейв и Джейн Фонды — сделали этот фильм заметным явлением современного кинематографа Запада. Судьба двух подруг— Лилиан (Джейн Фонда), которая становится признанной писательницей, и Джулии (Ванесса Редгрейв), посвятившей себя антифашистской борьбе,— их путь к обретению себя, осознанию своего предназначения в жизни, отношения к злу стали главной темой фильма Циннемана. Джулия гибнет в фашистском застенке, но Лилиан навсегда сохранит в сердце память о своей подруге, что вомногом определит ее творческую судьбу.