Творческое и идейное кредо

25.09.2016

Во главе почти двадцати мастерских стояли представители различных творческих направлений. Одновременно с мастерскими художников-реалистов - Д.Н. Кардовского, О.Э. Браза, В.Е.Савинского, А.А.Рылова - существовали мастерские В.Е.Татлина, А.Е.Карева и других. Каждый профессор руководил по своей системе. Общей утвержденной программы не было. Все это напоминало частные студии, объединенные лишь общей крышей.

Студенты сами назначали руководителей. Между различными творческими группами не утихали споры, шумные митинги стали явлением постоянным. Творческое и идейное кредо учащихся было столь различным, что ничего удивительного в этом не было. В мастерской Татлина, например, вместо мольбертов, палитр, кистей стояли наковальни, верстак, слесарный станок; у М.В.Матюшина ученики изображали мир по методу «расширенного смотрения», когда от ученика требовалось изобразить не только то, что находится у него перед глазами, но и то, что сзади, сбоку, вверху и внизу; мастерская Н.И.Альтмана занималась плоскостной живописью, без светотени, с различной фактурой (краска с песком, крупой) и так далее. Хотите заняться музыкой? Стоит купить аккордеон б у.

Об этом времени Рылов пишет: «Я познакомился с учащимися и стал осматривать их работы. Настроение мое сразу упало. Я был смущен, увидев очень слабые дилетантские работы людей, совершенно неподготовленных... Надо учить их с азов. Это в высшем-то учебном заведении! Почти с каждым надо заниматься отдельно». Такие же трудности были и в мастерской Савинского. И все же в течение и этого бурного периода отношения Савинского с его учениками оставались неизменно самыми хорошими, и кандидатура опытного педагога встречала активную поддержку близкой ему молодежи. В 1920 году у Василия Евмениевича было так много учеников, что он вынужден был вести две мастерские. Через некоторое время состояние хаоса в художественной школе достигло предела, и к 1921 году уже было очевидно, что опыт со Свободными мастерскими оказался неудачным.