Орнаментально-фигурационное расцвечивание ткани

31.05.2016

В балете Щедрина, конечно, проявилась также трактовка диатоники, обостряющая присущие ей ладовые напряжения. В этом случае композитор поступает прямо противоположным образом в сравнении с рассмотренным примером: он всячески подчеркивает устойчивость тонической функции, усиливает тем самым остроту тяготения к ней ладовых не устоев. Совершенно очевидна связь этой музыки с русскими плясовыми инструментальными наигрышами. Но тип организации звукового материала говорит о воздействии приемов обработки фольклора, утвердившихся в русской музыке XX в.

В самом деле. Ведь тут, по существу, складывается повторность двутактовой интонационной формулы. Однако повторность не точная, а вариантная. Варьируется инструментальная «подача» отдельных оборотов, ткань «орнаментируется» различного рода контрапунктами (прием, идущий еще от «Камаринской» Глинки). Тематические элементы, как в зеркале, отражаются во «вторгающихся контрапунктах», что создает интонационное единство темы и сопутствующего ей фона. Последнее явно идет от Стравинского. И" все же уже здесь, правда еще только намеком, проявилась типичная черта тематизма зрелых сочинений Щедрина - ощущение темы как совокупного множества вариантов, из которых ни один не становится основным.

Орнаментально-фигурационное расцвечивание ткани - только внешний, наиболее очевидный для слуха признак. Суть заключена в противопоставлении нарочито-регулярного чередования аккордов остинато, имитирующего гармошечные переборы секстаккордов (сжим-разжим), «приперченных» секундами, - залихватскому мотиву, подвергающемуся всевозможным «сжатиям и растяжениям». При этом отдельные обороты то выделяются крупным планом, подчеркиваясь повторами, то словно произносятся скороговоркой. Еще одна линия тесно связана с только что нами затронутой, но отличается от нее несколько иным подходом к материалу.