Тематические элементы

31.05.2016

Речь идет о тех страницах балета, где ярко проявилось дарование Щедрина как мастера острой сатирически-пародийной характеристики. Уморительно забавна тема, характеризующая неуклюжих, постоянно попадающих впросак братьев Ивана:

Типичное «обобщение через жанр» здесь соединено с приемом нарочитого утрирования примитива. Мерные повторы тонической квинты и доминантовой ноны staccato оттеняют марионеточный марш, где пародируются типовые обороты, обостряемые ладовыми хроматизмами. И этот второй, «усложняющий» план вносит в звучание банальных интонаций момент искажения, гротескового излома. Еще острее сочетание ладовых хроматизмов звучит в проведении темы, ориентированном на тональность B-dur. Здесь возникают одновременные сочетания разных вариантов одной ступени. Не можете найти жилье? В агентстве недвижимости Виктория и Ко помогут решить эту проблему - аренда квартир Киев здесь осуществляется на очень выгодных условиях.

И, наконец, последняя линия, проходящая в ткани балета сквозной нитью, связана с образами фантастического мира жар-птиц, Царь-девицы, морского подводного царства. Нетрудно догадаться, к каким истокам восходит музыка, рисующая фантастические пейзажи. Вспоминаются образы Кащеева царства оперы Римского-Корсакова и первого балета Стравинского. Трудно даже предположить, что в обрисовке такого фантастического персонажа, как Жар-птица, Щедрин никак бы не учел опыта балета Стравинского, носящего то же название. И действительно, музыкальная зарисовка пера Жар-птицы напоминает пестро расцвеченный ковер, сотканный из инструментальных тембров. Тут и тремоло разделенных струнных, и трепещущие звучания челесты, поддержанной арфами, и стремительно проносящиеся пассажи духовых, движущиеся параллельными аккордами. Сквозь этот фон проступает нежная мелодия, где к звучанию обычных оркестровых тембров (скрипок и виолончелей) присоединяется вибрирующий тон электромузыкального инструмента (клавиолина либо экводин).